Публикации

Вас приглашает Вячеслав Малежик

23 апреля 1988 г.

"200 ЛЕТ"
- Здравствуйте! Когда дикторы ведут передачу о том или ином исполнителе, обычно не спрашивают, нравится им этот артист или нет. Я хочу сегодня нарушить традицию и сказать, что мне было очень приятно видеть кадры видеозаписи, которую съемочная группа сделала накануне на одном из концертов Вячеслава Малежика. Приятно было видеть вот эту горячую реакцию зала, его единодушие. Должна сказать, что это вполне совпадает с моим очень добрым и, я бы даже сказала, восторженным, отношением к песням Вячеслава Малежика. Даже, открою вам небольшой секрет: когда я узнала о том, что будет сниматься эта передача, я пришла в редакцию и, буквально напросилась быть ведущей этой программы. Хотя до того, как мы встретились в программе "Шире круг", имя Вячеслава Малежика и его песни как-то выпало из поля моего зрения и почти мне ничего не говорило. И вот эта совместная работа в "Лужниках" была для меня очень радостным, таким неожиданным открытием.

"ЛЮБИТЕ СКАЗКИ"

- Да, а вот зрители, конечно не заметили. Я помню, что тогда у тебя очень сильно болела нога, и мы вызывали "Скорую помощь", делали несколько уколов, но, кажется, они не помогали. Я подумала, что поскольку ты все же концерты все-таки провел до конца, на должном уровне, я подумала, что у тебя очень сильная воля.
- Тань, дело, наверно, не в моей силе воли, а в том, что, ну, скажем, за 15 лет моей профессиональной работы на сцене у меня выработалась такая способность - работать практически в любом состоянии - с присутствием голоса, с отсутствием голоса - и стараться делать так, чтоб зрители этого не замечали. И, наверное когда меня видели в позе цапли на концерте, зрители, в общем-то, не догадывались и считали, что так надо!
- Слав, а вот не жалеешь, что ушел из ансамбля?
- Ну, в общем-то, достаточно сложный вопрос и такой больной, можно сказать. Ну, что восемь лет работы в ансамбле "Пламя"? Это довольно большой такой промежуток моей жизни. Какие-то впечатления и период становления моего связан с ансамблем "Пламя". Это с одной стороны. С другой стороны, наверное, мои творческие планы и творческие планы "Пламени" - они так разошлись и мне стало немножко неудобно в одежке "Пламени" находиться, а третья сторона - это, что на сегодняшний день ансамбль "Пламя", практически поменяв стилистику и набрав новых музыкантов, ну, оставил только название, которое у него было раньше, ну, и того "Пламени", в котором когда-то работал я, его не существует. На мой взгляд, опять же я говорю. Ну, это да, а вот еще один несколько, конечно, рискованный шаг.
- Какой?
- Участие в программе "Шире круг" в качестве ведущего.
- Ну... Как ты это сам расцениваешь?
- Тань, но дело в том, что скорее на рискованный шаг отважилась редакция народного творчества, которая пригласила меня в качестве ведущего, потому что, ну, чем я рисковал? Ну, я рисковал сам... здесь... сам перед собой тем, что мог провалиться как ведущий этой программы, а редакция, в общем-то, рисковала значительно больше меня, а помимо всего прочего, вы знаете, как это вам ни покажется парадоксальным, я, будучи профессиональным актером, очень многому учусь у самодеятельсти, которая зачастую работает с такой самоотдачей, которую на профессиональной сцене не часто увидишь. Знаете, когда мы не солируем, к сожалению, мы делаем все это в полноги, а здесь просто они настолько заразительны, и начинаем понимать, что самодеятельность, она, все-таки, ну, нужна, и она является стимулятором для творчества.

"ТУК - СТУК",
"ДОРОГА",
"ОСТРОВА",
"НЕДАВНО И ДАВНО",
"ЛИЛИПУТИК",
"ПОДАРОК"

- На этом первом большом диске с песнями Вячеслава Малежика, выпущенном фирмой "Мелодия", такая лаконичная информация об авторе, которого до сих пор считают молодым, несмотря на сорокалетний возраст. Итак, читаем: "Впервые московские любители популярной молодежной музыки узнали о Вячеславе Малежике в 1967 году по его выступлениям в составе самодеятельных ансамблей "Ребята" и "Мозаика", Песни Малежика были популярны среди студенческой молодежи, школьников. Их пели на привалах в туристических походах, на вечерах и конкурсах студенческой песни. Уже в начале 70-ых годов творчество Малежика отличали лиризм, повышенное значение мелодичности. С 1973 года он работает с ансамблями "Веселые ребята", "Голубые гитары, и только в начале 80-х годов в ансамбле "Пламя" стало проявляться индивидуальное творчестве музыканта, композитора и поэта Вячеслава Малежика".

"ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ"

- Многие, я думаю, любят твои песни за их мелодичность, еще за то, что они согреты добротой. Мне кажется, в них есть какая-то неповторимая авторская индивидуальность. А что ты хочешь сказать людям своими песнями? Вообще, для кого ты поешь? Вот для какой аудитории?
- Ну, я, честно говоря, не стараюсь там выделить какого-то определенного адресата, когда сочиняю свою песню. Я просто сочиняю, потому что это мне дорого и близко. Я считаю, что если я честен в своем сочинении, то это найдет отклик. А если говорить о том, что я хочу сказать людям, то я бы свои песни, ну, составил в какие-то таки циклы. Ну, первый цикл я мог бы сразу же назвать "Любите сказки". Я считаю, что человек... только тот человек, который верит в сказку в наш век стандартизации, а я когда-то после института железнодорожного транспорта работал стандартизатором... вот, в век стандартизации, только тот человек, который остается ребенком... теть Тань, теть Тань... вот, он может что-то сделать в этом мире. Ну, потом бы я мог бы назвать еще, вот, мне очень нравится название "Красная книга". Причем, "Красная книга" не потому, что туда я бы включил каких-то вымирающих животных, а я бы туда включил чувства человеческие, которые мне хотелось бы сохранить, ну, хоты бы до XXI века. Благородство, любовь - такой перечень.
- Ты считаешь, что сейчас есть дефицит?
- Во всяком случае, равнодушие я бы в эту "Красную книгу" не внес, а оно, по-моему, сейчас становится все более доминирующим, таким, человеческим чувством. На мой взгляд, на сегодняшний день есть определенный дефицит, ну, скажем, песен для души. Песен, которые заставили бы засмеяться и заплакать. А сейчас очень много, особенно, ну, на мой взгляд, слово "грешат", наверное, не очень точно, но я бы все-таки отважился сказать. Многие наши рок-группы грешат тем, что они свои песни адресуют только голове человека, и считается, в общем-то, почти неприличным человека развлечь и заставить... тем более заставить засмеяться и заплакать. Ну, прежде всего все-таки я обращаюсь к душе человека, а потом уже к голове.

"АКВАРИУМ"

- Вот в твоей песне "Мозаика" есть такие слова: "Я мозаику сложу из смешных и грустных песен".
- Да.
- Но, мне кажется, смешных песен у тебя не так уж много.
- Тань, ну, наверное, нужно все-таки почаще ходить ко мне на концерт. Я тебя приглашу специально. Ну, и в качестве доказательства какую - грустную песню спеть или смешную?
- Лучше веселую.
- Веселую, да? Ну, я, скажем, к числу своих любимых соавторов, хотя я не знаю этого человека, мне бы ужасно хотелось бы с ним познакомиться... Если вдруг он увидит эту передачу, ну, пусть, он придет когда-нибудь на мой концерт. Это Феликс Кривин. Я в сборнике стихов Феликса Кривина нашел такой раздел "Дистрофики". Ну, это совсем коротенькие стихотворение в две строфы. Ну, такие, знаешь, ну, басенки без морали, что-ли... Я не знаю, я могу тебе спеть штучки три. Может быть, ты, наверно, все-таки решишь, что я не такой грустный человек, как это кажатся. Ну, такая песня называется "Пчела".

"ПЧЕЛА", "ЛЯГУШКА"

- Ну, еще такая короткая зарисовка "Кое-что о педагогике", по-моему, она называется. Я на концерте объявляю "Наседка и змея". Это, кстати, о наших же детях.

"НАСЕДКА И ЗМЕЯ "
- Ну я не знаю, вот я следующую пластинку опять же назвал по стихотворению Феликса Кривина. Она будет называться "Верблюд". Ну, я надеюсь, что вот в передаче, которую мы готовим, мы тоже ее покажем. Ну, такая песенка: "У верблюда не сложилась судьба..."

"ВЕРБЛЮД"

- Прежде, чем мы продолжим, я хотел бы все-таки поблагодарить детей из городского Дворца пионеров Москворецкого и Дзержинского районов, которые помогли нам так симпатично оформить эту песню. Это Таня Сафронова, Наташа Иванова, Катя Лазутина, Света Мещерякова, Соня Меженина, Вера Князева, Дима Жеребцов, Лена Брыкова.
- Слава, вот существует такое мнение, что человек сам создает себе трудности.
- Ну?
- У тебя какие-нибудь есть трудности? Есть что-то от чего бы тебе хотелось избавиться?
- Где? В жизни или...
- Ну, в жизни или в творчестве?
- Ну во-первых, я хотел бы наконец приобрести телефон в своей квартире. Если говорить о творчестве, то... Ну, что я могу сказать? Если меня расценивать все-таки на сегодняшний день не как поющего композитора, а как певца, который сочиняет песни, то, наверное, мне бы хотелось избавиться от своей, скажем, такой медвежьей неповоротливости, К счастью, на телевидении можно, там, спрятаться за гитару, меня посадить за фортепиано, я не знаю, там, за рояль.
- Я этого не заметила.
- Ну, вот видишь, как... насколько всемогуща сила телевидения. А на сцене зачастую мне это мешает и отвлекает. Правда, сейчас я получил возможность работать на сцене один, просто стоять около микрофона. Никто не говорит, что вот я там чего-то не сплясал. А раньше, в общем-то, часто меня мои бывшие художественные руководители ругали за то, что неповоротлив... неповоротлив и не пластичен.

"СМОЛОДУ"

- А вот то, что ты находишься на сцене перед большим залом один с гитарой, не бывает у тебя такого ощущения, что тебе не хватает, может быть, оркестра... Не оркестра, ну, ансамбля, кто бы тебе помог.
- Ты знаешь, Тань, вот мне очень нравится название одной нашей советской рок-группы "Диалог". Это диалог артиста на сцене и зрительного зала. И вот мне думается, что установление контакта со зрительным залом, когда я выхожу один на один с ним, он значительно легче осуществляется, когда я один, потому что я могу прервать свою песню, там, ответить на какую-то реплику из зала, моментально откликнуться на просьбу из зала, моментально перекроить свою программу, а будучи с ансамблем, я был бы в достаточной степени неповоротлив и инерционен, понимаешь? Я бы пролетел нужную мне остановку и потом бы пришлось давать задний ход, чтобы вернуться к теме. А так, и еще кроме всего прочего, когда я выхожу один на один с гитарой, все-таки зритель видит, чего конкретно я стою. Ни Петя Подгородецкий, который; помогает в записях, ни Сережа Кудишин, который играет на гитаре со мной на записях и является классным музыкантом, а именно я, понимаешь?
- Кстати, многие зрители сетуют на то, что в телевизионных программах ты поешь под фонограмму, они считают, что теряется вот то твое умение находить контакт со зрителем, твое обаяние. Оно теряется, когда ты поешь под фонограмму. Ты согласен?
- Ну, я думаю, что контакт с телевизионной камерой, в общем-то, в студии происходит, и поэтому мы пользуемся фонограммой. Ну, в доказательство, что все-таки я умею петь, наверное, попробую что-нибудь спеть.

"КАРТИНА ЛЮБВИ"

- Песню "Небо Родины" я написал примерно 10 лет назад... да какое 10, все 15, наверное, лет назад и, в общем-то, она для меня дорога и я ее практически никогда не пою, во всяком случае на концертах в Советском Союзе, но за границей я очень часто ее пел и, должен сказать, что чувство родины, оно начинает ощущаться именно за границей, в частности, я вот в Афганистане был дважды, и я видел, вот сидели парни и взрослые офицеры, у которых наворачивались слезы. Должен сказать, что у меня у самого тех слов, которые написал поэт Рафаэл Плаксин, в общем-то, вдруг возникает чувство гордости и чувство какой-то любви большой к нашей родине.

"НЕБО РОДИНЫ"

- Ты сейчас упомянул поэта Рафаэла Плаксина и уже говорил о музыкантах - твоих друзьях. А с кем из поэтов у тебя наиболее такое тесное взаимопонимание? Но, разумеется, кроме поэта Вячеслава Малежика? Здесь контакт абсолютный?
- Тань, ну, насчет... насчет Вячеслава Малежика я тебе могу сказать, что... Понимаешь, я говорил о коллективах единомышленников. И, казалось бы, вот здесь тот самый коллектив единомышленников, который мне нравится. Это с одной стороны, а с другой стороны, я тебе могу сказать, что, понимаешь, композитор Вячеслав Малежик слишком снисходительно относится к поэту Вячеславу Малежику и зачастую начинает за плохую строчку искать оправдание поэту Вячеславу Малежику. Ну, в частности, у меня есть такая строчка: "Ну а если простужусь, это даже интересно, зритель, вас я попрошу их допеть - мне это лестно" - в "Мозаике". Я знаю, что, в общем-то, очень корявая строчка, но я нашел для себя оправдание, что вот она необычная и поэтому вот она имеет право быть. Хотя надо было бы, наверное, подработать. А если говорить о поэтах, с которыми мне нравится сотрудничать, то мне... Я в первую очередь назвал бы своих друзей и соавторов Михаила Журкина, к сожалению, я его очень давно не видел. Я думаю, что он все-таки как-нибудь найдет время выбраться ко мне, я не знаю, где он живет. Вот, поэта Сергея Таска назвал бы, Павла Хмару и Александра Смогула. Все они, пожалуй, за исключением Павла Хмары, непрофессиональные поэты. Не по качеству того, что они пишут, а по тому, где лежит их трудовая книга... книжка. Они высекают какую-то искру во мне и то, что их позиция зачастую, а именно такие стихи мне нравятся, расходится с моей и в момент моего сотворчества я где-то начинаю либо отстаивать свою точку и находить общую платформу, либо перехожу целиком на позицию автора текста. Вот это я считаю основой своего творчества.

"НАШЕ КАФЕ"

- Я думаю, что в нашей передаче не обойтись, ну, по крайней мере, мне бы хотелось задать тебе этот вопрос. Твое отношение к рок-музыке? Ведь начинал ты как рок-музыкант?
- Ну, на мой взгляд, я бы не делил все-таки отношение на рок-музыку и на другую жанровую стилистику. Я считаю, что талантливая музыка есть, есть не талантливая. Как и рок, бывает искренний и честный, а бывает, в общем-то, халтура и эпигонство в рок-музыке. А насчет моего рок-н-ролльного прошлого, ну, что я могу сказать? Ну, я до сих пор люблю рок-н-ролл. Какую-нибудь такую песню спеть, "Несколько слов из истории рок-музыки", да?

"ИЗ ИСТОРИИ РОК-МУЗЫКИ",
"ЗИМА"

- Слава, а не сожалеешь, что такое некоторое позднее признание у тебя?
- В общем-то нет, не сожалею. Я считаю, что все, наверное, произошло вовремя. Могу сказать, что, наверное, та ответственность, которая сейчас на меня упала, что-ли так, легла на мои руки, она... я бы ее, наверное, не :мог бы поднять и нести достойно, если бы мне было 20 лет. А потом, знаешь, есть такая группа, называется "Джетро Талл", у которой есть такая песня, которая дала название их альбому: "Я слишком молод, чтобы умереть, я слишком стар, чтобы петь, рок-н-ролл". А я иногда рок еще пою.
- Вот, прошлый год был таким первым годом самостоятельной творческой деятельности, да?
-Да.
- А что в нем было такое наиболее яркое? что запомнилось что было интересного для зрителей?
- Ну, наверное, выход моей первой пластинки "Кафе "Саквояж"". Потом, значит, я так считаю, что все-таки меня все чаще стали называть ведущим... постоянным ведущим программы "Шире круг". Это для меня, в общем-то, достаточно лестно. Потом, я, опять же, как самостоятельная творческая единица, начал гастролировать по Советскому Союзу, несколько раз меня приглашали за рубеж. Я побывал в такой удивительной стране, как Китай, в частности. Ну, пожалуй, еще одной из таких ярких и запоминающихся поездок я бы назвал поездку в Зелену Гуру. Вот, с точки зрения проведения фестиваля, с точки зрения того, как это сделано интересно, этот фестиваль просто надо изучать и нам, понимаешь? Там такой энтузиазм у польских самодеятельных артистов, настолько они честолюбивы, настолько хотят себя зарекомендовать и утвердить в мире польской эстрады, что я был просто приятно удивлен. Удивлён не только энтузиазмом, но и качеством. А сейчас я хотел бы вернуться своим воспоминанием в лето 1987 года в Зелена Гуру.

"МОЗАИКА"

- Слава, когда мы готовили эту передачу, то вместе со всей группой думали, как бы ее назвать.
- А что, уже конец передачи, что-ли?
- Да, но так и не пришли к общему мнению. Может быть, у тебя есть какое-нибудь предложение? Желательно, чтобы это была строчка из какой-то твоей песни.
- Ну, да я... "Мозаика", наверное? Или, даже лучше, "Я мозаику сложу..." можно. Потом... По-моему, довольно. Вот, я говорил, "Любите сказки" можно.
- А у меня есть такое предложение. У тебя есть песня... знаешь, какая?
- Какая?
- Она называется "Расставайтесь любя".
- Ну?
- Хочется, чтобы зрители с благодарностью вспоминали об авторе песен, которые сегодня прозвучали, и ждали еще раз встречи с ним. Тебе нравится такое название?
- "Расставайтесь любя"? В общем-то, да.

- " РАССТАВАЙТЕСЬ ЛЮБЯ".

Татьяна Веденеева